воскресенье, 5 января 2014 г.

Приложение 1.Карачаевская овца и кавказская овчарка выращена одним народом




ИЗ ИСТОРИИ КАВКАЗСКИХ (КАРАЧАЕВСКИХ) И АЗИАТСКИХ ОВЧАРОК
АХМАД СЫЛПАГАР (САЛПАГАРОВ)
Приложение 1:
Карачаевская овца и кавказская овчарка выращена одним народом

Оглавление
1.Число свободных лиц народа и количество овец определяют создателя кавказской овчарки
2. Пояснения к статистическим данным свободных сословий, сравнения и выводы.
3. Число скота на душу населения в Карачае, Кубани и Тереке.
4. Карачаевская овца и кавказская овчарка выращена одним народом
5. Источники

  
Число свободных лиц народа и количество овец
определяют создателя кавказской овчарки

Для дополнительного закрепления  вывода о главной роли карачаевцев в выведении кавказской овчарки сравним  количество семей из свободных сословий карачаевского народа с подобными показателями соседних народов.
Это важно не только для определения народа, создавшего кавказскую овчарку, но и потому что, определив народ, имевший наибольшее число свободных людей можно уверенно утверждать, что именно этот народ представлял наибольшую военную силу в регионе, владел наибольшей территорией и обладал наибольшим экономическим  потенциалом  т.е. наибольшим числом домашних животных. Такое суждение имеет под собой историческое основание, ибо представители зависимых сословий- крепостные крестьяне и рабы не владели вовсе ни землей, ни оружием, ни скотом в отличии от представителей свободных сословий или были очень ограничены в правах  в т.ч. в правах собственности.
Также, по бОльшому числу свободных лиц, владевших бОльшим количеством скота можно  закреплять право  на кавказскую овчарку.
Как известно, карачаевцы-балкарцы были депортированы в 1943-1957гг из Кавказа в Среднюю Азию. В этот период всякие упоминания о карачаево-балкарском народе были под запретом. А оставшиеся бесхозными! история, культура и земля карачаево-балкарского народа были поделены между соседними народами. За это время соседи прилагали (и прилагают до сих пор по уже сложившейся многолетней привычке) огромные усилия по присвоению истории, культуры и территории  карачаево-балкарского народа. Кабардинские историки присваивали и продолжают присваивать животноводческую культуру, землю и нартский эпос карачаево-балкарского народа. Осетинские историки присваивают карачаево-балкарское имя алан, их историю и нарсткий эпос, создав ложную ирано-аланскую теорию ( см. 4 главу статью профессора Малолетко). Одни из них  аланскую овчарку выдают за осетинскую  собаку, другие пишут об адыго-черкесской овчарке. В связи с этим интересно сравнить численность свободных лиц и сословий народов Центрального и Западного Кавказа, владевших скотом и соответственно этому и кавказской овчаркой.
В 1864г. на Кавказе была учреждена «Временная комиссия для разбора личных и поземельных прав туземного населения Терской области», которая «в 1869г была преобразована в Комиссию для разбора сословных прав горцев  Кубанской и Терской областей» и работала до 1874г. В этой статье использованы статистические данные обозначенной Комиссии, опубликованные в книге  «Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа 1793-1897гг»  Нальчик 2003г. стр. 166-170.
Таким образом, нижеприводимая статистика не вольные интерпретации какого-то увлекающегося «профессора», а объективное  поимённое перечисление глав семейств  привилегированных и свободных сословий, составленные  комиссиями  из представителей  каждого народа и сверенные  царской администрацией. А за последующим  признанием царской властью  сословных прав кавказцев стояли разные преференции и привилегии, присущие привилегированным и свободным сословиям Российской империи. Поэтому царская власть и представители кавказских народов в список привилегированных и свободных сословий включали не всех подряд, а действительно тех, кто соответствовал такому званию.  Еще раз обращаю внимание своего читателя. Многие докторские диссертации по истории Северного Кавказа написаны под  заказ своих республиканских элит,  методом выдергивания из общего контекста  событий, свидетельств путешественников и военных 19 века,  в которых преобладают субъективные мнения, политическая целесообразность текущего момента или ошибки плохой осведомленности.
Для подобных «научных диссертаций» по истории  Центрального и Западного Кавказа  17-19 веков объективные данные о свободных сословиях Центрального Кавказа словно иголка для дутого резинового шарика.
(С целью сокращения объема статьи,  типы привилегированных и свободных сословий указаны в скобках, без выделения их на отдельные строки как в оригинале.
Также я ограничился  данными количества семей, без добавления столбца «лиц мужского пола» в семье. Так как при составлении списков свободных сословий глава семейства записывался по фамилии и имени, а сыновья его не назывались, а указывалось их количество цифрами в отдельном столбце как «лица мужского пола».  Поэтому при желании, записанные в 19 веке цифры, можно по-разному читать,  увеличивая или уменьшая численность несемейных мужчин у разных народов, но невозможно ошибиться при подсчете количества семей.
«Статистические данные по привилегированным сословиям туземного населения Терской области считается»: (1869-1872г)

Туземское население
Число семейств

1
2

Кабардинского племени (пши, тля-котлеш, дижинуго, беслен-уорк, уорк-шаотлигуса)
в т.ч. уорк-шаотлигуса
847

697

Горского общества Большой Кабарды
(тау-бий)
89

Осетинского племени (бадилат, саргасат, гагуат, алдар)
197

Кумыкского племени (бий, чанка, эли, уллу узден)
154
В оригинале статистика Кубанской области по адыгским племенам шапсугов, абадзехов, бесленеев, бжедугов,  натухайцев, махошевцев, хатукаейцев, темиргоевцев  дана раздельно. В нашей же статье статданные по ним просуммированы в одну «адыгочеркесскую» строку. В статистике по Кубанской области  в 1-ой строке по первому народу  не указана племенная принадлежность сословий. Однако судя по названиям сословий полагаю, что они «беглые кабардинцы», за исключением татарского сословия «султан», включенных в 1-ю строку.)
«По мнению уездных управлений 1873 года, считается в Кубанской области:

Туземское население
Число семейств

1
2

Без указания племени (султан, пши, тлякотлеш, дижинуго,уорк)
в т.ч. султаны (т.е. татары)
398

18

Абазинского племени (аха, тлякотлеш, агмиста-ду, агмиста, уорк)
455

Ногайского племени
мурза, узден
443

Всех адыгочеркесских племен
(пши, тлякотлеш, дижинуго, уздень 1й ст., уздень 2-степени, беслен-уорк, уорк)
1168

Карачаевского общества
Бий, чанка, уллу узден
2043

Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа 1793-1897гг.  Нальчик 2003. С. 166-170 

Пояснения к статистическим данным свободных сословий,
сравнения и выводы.

Как видно из таблиц наибольшее число семей привилегированных и свободных сословий  имеется у карачаевцев 2043 семей. Это в 2,4 раза  больше, чем 847 семей у кабардинцев, в 1,7 раза больше чем  1168 семей у всех 8! племен адыгочеркесов вместе  взятых и в 10 раз! больше, чем у осетин.
В кабардинском племени из  847 семей свободных сословий сословие «уорк-шаотлигуса» составляет 697 семей! У карачаевцев сословие «азат узден», соответствующий кабардинским «уорк шаотлигуса» составляло всего 262 семей (см. прим.1)
«Азат уздени и уорк шаотлигуса» - это бывшие крепостные, получившие свободу самостоятельно, до отмены царским правительством крепостного права в России в 1861г. То есть они не потомственные свободные граждане, а приобретшие свободу в недавнем своём прошлом. Бывшие крепостные кабардинцы «уорк-шаотлигуса» составляли 82% всей численности  свободного сословия кабардинского племени т.е. это сословие увеличивало число свободных кабардинцев в 5 раз! У карачаевцев такое же сословие составляло  всего 12%.
Число семей свободных и привилегированных сословий карачаевцев и ногайцев только в Кубани (2496семей) превосходили подобное число всех!  кабардино-адыгских племен (2395семей) Терской и Кубанской областей. А  малое число свободных сословий осетин- 197 семей  не с кем даже сравнить.  А еще не учтены семьи свободных сословий балкарцев и кумыков Терека, ногайцев и кумыков Дагестанской области, ногайцев и туркмен Ставропольской губернии.
Если исключить из числа карачаевцев сословие «азат уздень», а из числа кабардинцев «уорк-шаотлигуса» т.е. бывших крепостных, то численность семей свободных сословий одних только карачаевцев (т.е. 1781 семей) превосходит соответствующий показатель всех 8 адыгских и 1 кабардинского племен вместе взятых (т.е. 1548 семей) !
На самом деле, если бы число семей свободных сословий всех тюрок Кавказа были бы объединены подобно тому, как объединены разноплеменные адыгы  и разноплеменные осетины (дигорцы и иронцы), то сравнение будет многократно в пользу тюрок. Ибо  в отличии от всех других малочисленных кавказских народов, проживавших в одном или двух областях ( или даже в 2-3 ущельях) Северного Кавказа, тюрки  проживали во всех кавказских областях. Они  по занимаемой территории  также многократно превосходили территории всех кавказских народов вместе взятых. Согласно первой всероссийской переписи 1897г. тюрки  Северного Кавказа (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, татары, туркмены, турки) проживали в Кубанской, Терской, Дагестанской областях, Ставропольской губернии, Черноморском округе и составляли вторую по численности народ после русских, превосходя любой другой народ Кавказа. И это при том, что большая часть кавказских тюрок ( в основном ногайцы) были частью изгнаны, частью ассимилированы русскими в течении 18-19 веков. (В настоящее время чеченцы превзошли тюрок Северного Кавказа по численности).
При этом еще раз напомню главную мысль первых двух глав книги: о едином животноводческом типе хозяйствования, о единой религии и едином языке тюрок-мусульман, о многовековых контактах тюрок между собой и частых  перемещениях их со своим скотом на евразийских просторах.
Объективные данные о  многократном превышении числа лиц свободных сословий  среди карачаевцев по сравнению с подобным числом у других народов Центрального Кавказа  исключают  их претензии не только  на кавказскую овчарку, но разоблачают тиражируемые ими мифы о «могуществе,  занимаемых больших территориях» и т.д.
Привилегированные и свободные рода северокавказских народов, составляющие их элиту, зародились давно и существовали многие века. Число лиц, принадлежащих к привилегированным и свободным сословиям и соотношение между свободными и зависимыми сословиями показывает не однодневное состояние горских народов, а их состояние в течении многих столетий. Названные объективные  цифры опровергают многие мифы, которыми потчуют народы Центрального Кавказа некоторые «профессора» и имеют большое значение для правильного понимания  истории Кавказа.
Реплики по теме:
1. Для пущей убедительности интересно сравнить  39 семей одного лишь карачаевского рода Салпагаровых,  включённых в  список  свободных и привилегированных сословий Баталпашинского уезда  с  40 семьями свободных сословий четырех адыгских племен! Укажем, что в Карачае имелись  еще 4-5 старинных статусных  родов равных по численности Салпагаровым или больше их! В четырех адыго-черкесских племенах вместе взятых (шапсугском-7семей, абадзехскоком- 19 семей, натухайском- 3семей,  махошевском- 11 семей),  приблизительно равное  или меньше  число семей свободного сословия,  чем в одном  из больших сырма-узденских старинных  родов  Карачая. (Карачаевский «сырма узден», вторая статусная ступень после князя, соответствует   «уздень первой степени» в сословных списках адыго-черкесских племен).  Для тех «профессоров», которые захотят объяснить смешное малое число  «могущественных  дворянских  адыгских  родов»  их  переселением  в Османскую империю, обращаю внимание на следующее: Вы можете набрать в поисковиках тюркское Sılpağar  или европеизированное Silpagar, чтобы убедиться в том, что Салпагаровы в кавказской диаспоре составляют самую большую фамилию и проживают  в Турции,  Германии, Голландии, США, Канаде. И это при том, что немалая часть Салпагаровых записаны как Nevruz ( Науруз  предок  Сылпагъара, живший в 15веке ) или  Dommayci ( имя правнука Сылпагара) или  именами ближних отцов или дедов. Также советую взглянуть на телефонные справочники Черкесска, Кисловодска и районов КЧР, чтобы убедится в многочисленности Салапагаровых. Но странным  образом большинство «адыгских  родовитых князей» в отличии от Sılpağar не смогли сохранить свое родовое имя и взяли фамилии  по имени или прозвищу отца или деда.  Могут ли  теоретики  «большого числа могучих адыгских родов» таким образом подтвердить наличие и реальность представителей  дворянских родов адыгов в диаспоре или на исторической родине? Повторюсь,  в Карачае 5 фамилий больших фамилий подобно Салапагаровым.
Все сказанное мной  реальные цифры и фамилии, за которыми стоят  конкретные люди. И  их реальность  разоблачает   баснописцев из Нальчика или Владикавказа, посягающих на историю, земли, животноводческую культуру карачаево-балкарского народа. Потому что они, как реально существовавшие люди из свободных сословий,  имели земли, скот, оружие, овчарок. Но зависимые сословия (крепостные и рабы)  не имели всего этого или имели в очень ограниченном размере.
2. В качестве дополнения и подкрепления предыдущих выводов  приведу следующую, опять-таки  объективную и интересную статистику, которая опровергает многие мифы о периоде Кавказской войны. В переписи 1897 года карачаевцы единственный народ Центрального и Западного Кавказа, у которого численность женщин (14217 чел.) превосходила численность мужчин (12660 чел.). То есть у карачаевцев женщин было на 12 % больше, чем мужчин. Подобное соотношение мужчин и женщин  было у только восточно-дагестанских высокогорных народов (лезгин).  Но у адыго-черкесских племен, у кабардинцев, кумыков, чеченцев, аварцев количество мужчин превосходило количество женщин в среднем на 8- 12 %.
Меньшее число мужчин у карачаевцев  в послевоенной переписи 1897г. подтверждает наличие у них большего числа свободных людей и наличия большого количества скота в 19 веке. Потому что в войну и смуту мужчины свободных  и привилегированных  сословий погибают чаще,  мужчин зависимых сословий. Потому что у них есть что защищать и за что погибать. Данное обстоятельство также показывает  то, что именно карачаевцы, как сообщество свободных мужчин («карачеркесов» по Брокгаузу), составляли активную часть сопротивления царской колонизации Кавказа.  Только такое объяснение может быть правдоподобным низкому числу мужчин в Карачае. Если кто-то сомневается в моих выводах, пусть сравнит соотношение мужчин и женщин в центральных районах России по переписям 1970гг., т.е. через 30 лет после окончания Великой Отечественной войны.
( Но недобросовестные «исследователи» приватизируют общекавказскую трагедию  Кавказской войны  19 века, трезвонят о  «черкесском геноциде», используя придуманные цифры и большевистский подарок в виде тюркского имени «черкес» и постоянно предъявляют претензии  к соседям и к России. Карачаевцы ( в т.ч. балкарцы) пока молчат о своих реально  больших потерях  не только в Кавказской войне, но и в войне 1941-1945г и депортации 1943-1957г .) 
Низкое число карачаевских мужчин в переписи 1897г., кроме военных потерь также показывает,  что именно они, будучи владельцами скота, содержащимся в дальних кошарах  Карачая, становились объектами разбойничьих нападений  в смутное время   середины 19 века. Других, более правдоподобных объяснений этой статистике я не вижу. Таким образом,  меньшее число мужчин в послевоенной переписи  подтверждает  вышеприведённые таблицы высокого числа семей свободных сословий в Карачае 19 в.  

Число скота на душу населения в Карачае, Кубани и Тереке.
Как неоднократно подчеркивалось в нашей работе именно наличие большего количества скота и овец  есть условие  наличия овчарки у этого народа. Обратимся к документам:
«К началу ХХ века население 5 балкарских обществ («горские общества Б.Кабарды»)  было в 3 меньше населения Кабарды (кабардинского народа), а имело в 2 раза больше рогатого скота, в 4,3 больше овец, и лишь на 0,08 частей меньше лошадей»
Мизиев И.М. Из истории поземельных споров между Балкарией и Кабардой. журнал Ас-Алан  1999. №1 С. 166

Но скота в абсолютных и относительных цифрах у карачаевцев было еще больше, чем у балкарцев.
Сравним статистические данные численности населения, скота, площади территории Кубани, Терека и Карачая и расчитаннное мной из предыдущих данных среднее число скота на 100 душ населения указанных  территорий. Данные по Кубанской и Терской областям взяты и использованы из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1897г) в словарной статье «Кавказский край» :
Название области
и всего края
Площадь в кв. верстах.
Население обоего пола
(1891—92г)
Терская обл
61016
798898
Кубанская обл.
82909
1551319
Кавказский край
414128
8353488
Карачай в составе Кубанской области
ок. 5000
ок. 30000

Количество скота в Кавказском крае в 1897г по данным энциклопедии Брокгауза

Название области
и всего края
лошадей всего/
на 100 душ населения
крупный рогатый скот всего/ на 100 душ населения
овец всего/ на 100 душ населения
Терская обл
173700//21 878000//109 2339180/292
Кубанская обл. с Черноморским окр.
290000//18 1686000//108 2795000/180
Кавказский край
1017640//12 5882930// 70 14082800/168





Количество скота в Карачае в 1908г

Название области
Лошадей всего/
на 100 душ населения
крупный рогатый скот всего/ на 100 душ населения
овец всего / на 100 душ населения
Карачай (население в 1897г. 26 877чел.)
33756 / 125 125027 / 466 487471 / 1818

Более точные данные для сравнения будут за 1900год:
 «Высокими были средние цифры количества скота на сто душ населения : крупного рогатого скота 219, овец 1001».
Данные по карачаевцам (Карачаю)  взяты из «Военно-статистического обозрения Кубанской области, Тифлис, 1900 приложение 6,
«Карачаевцы» КЧ НИИ ЭИЯЛ Черкесск 1978. С. 61.,  < из Государственный архив Краснодарского края-ГАКК. Ф.460 Оп.1.93. Л.1
Приблизительно, даже чуть большие цифры приводит К.М. Текеев по состоянию на 1865г со ссылкой на данные ГАКК  «на 13 461 жителя Карачая  приходилось ок.217 тыс.голов скота, на каждого жителя 17 голов скота, не считая коз, лошадей, ослов». (Тут Текеев под Карачаем  имеет ввиду жителей только трёх древнейших сёл Карачая. Однако карачаевцы малыми группами или отдельными кошарами (фермами) были расселены по всей горной части современной КЧР). То есть при переводе количества скота на 100 душ, цифра увеличивается до 1700 голов скота на 100 душ.
К.М. Текеев. Карачаевцы Балкарцы. Москва 1989. С. 126-127, < из Государственный архив Краснодарского края -ГАКК, Ф. 452, Оп.I, Ед.хр. 605. Л.20
Как видно из приведённых данных, средние показатели количества скота и овец на 100 душ у карачаевцев многократно превышали средние показатели по Кавказскому краю, по Кубанской и по Терской областям. Вероятнее всего это самые большие цифры по Российской империи.
Само по себе эти цифры мало что говорят моему читателю. Но в сочетании с другими объективными данными эти цифры подчеркивают неоспоримое лидерство карачаевцев в животноводстве и в овцеводстве.
Цитата из словарной статьи «Кавказский край» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
«Для так называемого «цивилизованного человечества» горские народы всегда представляли проблему. В самом их существовании содержится вызов и загадка. Жизнь в горах во всех отношениях тяжелее жизни на равнине. Экономика гор по необходимости скудна, быт наполнен опасностями природных катаклизмов и физическими испытаниями, составляющими повседневность обитания на «высокой земле».
Карачаево-балкарский народ является самым высокогорным народом Европы. Расположение карачаево-балкарских сёл в 19 веке было на высоте 1500-2000метров над уровнем моря. Горные пастбища были расположены еще выше, на высоте 1200- 3500метров. Таким образом содержать скот и овец на такой высоте многократно сложнее и труднее содержания на предгорных и равнинных районах Кубани и Терека (800-400 метров над уровнем моря).
Территория Карачая (и её население) с конца 18 и в течении 19 века многократно уменьшилась с 35 тыс.кв.км  до 5 тыс.кв.км, т.е. и составляла всего 6 %  от всей площади Кубанской области. Но количество овец Карачая составляло 17,4%  от количества овец Кубани. Да и то как указано выше, карачаевские овцы разводились в значительно менее благоприятных климатических условиях и в условиях острой нехватки земли.
Но, несмотря на это средние показатели количества скота и овец у карачаевцев были многократно выше подобных цифр по всему Кавказскому краю и в Кубанской и Терской областях в частности. В этих цифрах и соотношениях проявляется лидерство и выдающийся талант  карачаевцев (балкарцев) в животноводстве (овцеводстве), подтверждённый наличием собственных пород животных и собственной карачаевской (кавказской) овчаркой. Да к тому же породы карачаевской овцы и лошади для своего времени  были выдающимися и универсальными породами.

Карачаевская овца и кавказская овчарка выращена одним народом

В  данной работе многократно подчеркивается неразрывная связь овчарки с животноводством, а точнее с овцеводством. Русские (славянские) слова  «овчарка» и «овца»  подтверждают данный вывод, имея общий корень, образованный древнетюркским словом  «av|ov или aw|ow».  Слово «ав- в турецком, ов- в азербайджанском, ув/уў- в карачаево-балкарском в значении «охота» плюс  уподобляющий аффикс –ча/че (ца) или  слово чар/чер (цар) –«воин» дают  русские слова «овца и овчарка».  «Avça|ovça (awça|owça- в древнетюркском языке «субъект охоты», «avçar|ovçar (awçar|owçar)»- «объект охоты». Как видно исходное значение в  древнетюркском языке связано с охотой, в то время как в современных тюркских языках слова «авча/авца/овча/овца» и «авчар/овчар» исчезли, но сохранились в русском и славянских языках  в животноводческом значении. В этом маленьком примере переход древнего тюрка от одного вида занятий к другому, от охоты на диких овец к одомашниванию овцы и факт фиксирования этого в славянских языках есть доказательство древнего соседства предков русских и тюрок.
Карачаевская порода овцы  не могла бы существовать и сохраняться без своего охранника и защитника карачаевской (кавказской) овчарки. Краткое знакомство с карачаевской овцой поможет нам лучше узнать кавказскую (карачаевскую) овчарку. Поэтому вполне обоснованно, что мы уделим  немного внимания этой овце.
Карачаевская овца давно научно описана, известны технологии её выращивания, сохранения, окота и т.д. и т.п. Мы не будем останавливаться на общеизвестных фактах  того, что карачаевская овца вынослива, практически не болеет, имеет крепкие копыта и способна ходить по каменистой, шебенистой земле, что она дает мясо, шесрть и молоко одновременно и т.д. 
Мы остановимся на особенностях карачаевской овцы выделяющих ее из среды других кавказских овец и на свойствах, показывающих её древность и лучшую выживаемость, а также на близости её с турецкой караманской породой овцы. На мой взгляд, лучшая выживаемость в естественных условиях – лучшая характеристика, показывающая  древность карачаевской овцы и близость её к диким предкам.
Далее,  цитата из справочника  подготовленного в1994г  Всероссийским научно-исследовательским институтом генетики и разведения сельскохозяйственных животных (ВНИИГРЖ) Российской сельскохозяйственной академии (статья о карачаевской овце):
 «Овцы преимущественно черные (до 80%), встречаются серые, рыжие, белые. У большинства черных овец на затылке пятно, конец хвоста белый.
Несмотря на то, что шерсть карачаевских овец относится к грубому виду шерсти,
она качественнее шерсти других грубошерстных кавказских пород…Академик М. Ф. Иванов писал: “Шерсть карачаевских овец хотя и не отличается большой тониной, но в ней нет очень грубых волос, какие часто встречаются в большом количестве в руне других кавказских пород. Способность сваливаться и образовывать прочный, плотный войлок делает шерсть карачаевских овец особенно пригодной для приготовления таких изделий, как бурки, теплые сапоги и прочее,...»  Карачаевские овцы дают овчину с плотной мездрой, отличающейся легкостью и прочностью… При нагуле в хвосте (курдюк) накапливаются 5—6 кг жир. ( На самом деле до 10-15 кг жира. А.С.) Молочность маток относительно высокая — за лактацию они дают 65—85 кг товарного молока с жирностью 7,2—9,6%. Мясо и жир карачаевских овец имеют высокие вкусовые качества. Среди карачаевских овец встречается три типа: с хорошо выраженной мясо-шерстно-молочной. продуктивностью, с уклонением в сторону шерстности и с уклонением в сторону мясности… По величине карачаевские овцы небольшие. Средняя живая масса у баранов 60 кг (макс. 90 кг), ( на самом деле рекордсмены до 110-120 кг А.С. ), у маток — соответственно, 45 и 70 кг.  Животные достаточно скороспелые — к 3-месячному возрасту ягнята достигают 33—40% живой массы взрослых овец »
Таким образом,
1.Карачаевская овца имеет шерсть лучшего качества, чем у других кавказских грубошерстных древних пород. Из этого следует, из такой  шерсти производилась более удобная и гигиеничная одежда для древнего человека.
2. Карачаевская овца имеет дополнительные жировые отложения на хвосте (курдюк до 6кг), которые увеличивают выживаемость человека и овцы в периоды бескормицы.
3. Карачаевская овца дает молока в среднем в 2-3 раза больше других кавказских пород овец. Это особенность карачаевской овцы дает дополнительную пищу древнему человеку и обеспечивает лучшую выживаемость потомству овец.
4. Ягнята карачаевской овцы набирают вес быстрее ягнят других кавказских пород. За 3 месяца набирается 40% от взрослой особи. Это тоже работает на выживаемость потомства т.к. чем взрослее особь, тем выше её выживаемость.
5. Карачаевскую овцу можно выращивать с уклонением в сторону мясности или шерстности в зависимости от жизненной или экономической потребности. Данное обстоятельство обеспечивало лучшую выживаемость древним карачаевцам.
У карачаевской овцы много и других достоинств, выделяющих её среди остальных пород.  Но в то же время существует много современных пород овец превосходящих карачаевскую овцу в количестве получаемой шерсти или мяса, т.е. современные породы экономически более выгодны для разведения, чем карачаевская порода. Но современные высокопородистые овцы  в естественных условиях, в которых разводились овцы 200 или 2000 лет назад не пережили бы даже одну зиму. Первый снег,  продержавшийся без таяния на земле в течении двух недель убил бы таких овец. Главное преимущество карачаевской овцы перед современными породами овец заключается в том, что она может содержаться на пастбищах круглогодично, может при необходимости есть стебли и кору молодых деревьев!  Более того, карачаевская овца может добывать прошлогоднюю траву на корню, расчистив при необходимости копытцем снег! В суровых зимних условиях гор или степей умение расчищать снег и добывать  траву намного повышает выживаемость карачаевской овцы, по сравнению со многими современными. Также, эта особенность карачаевской овцы показывает древность породы!
В некоторых статьях, даже авторитетных изданий,  карачаевскую овцу иногда дополнительно в скобках называют осетинской, кабардинской, черкесской овцой ввиду её распространения в Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Осетии. Авторам таких утверждений придется доказать, что и караманская овца (Турция) также принадлежит кабардинцам или осетинам. Потому что южно-караманская порода овцы очень похожа и близка к карачаевской породе овцы. Вплоть до одинаковых  белых пятен на затылке и на хвосте у черных овец карачаевской и южно-караманской пород!
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в статье «Овцы, бараны»  объединяет кавказские породы и караманскую породу  овец  в одну группу «жирнохвостых и широкохвостых». На самом деле существует три вида караманских пород: akkakaman koyun (бело-караманская овца),  morkakaraman koyun (коричнево-караманская овца), güney karaman koyun (южно-караманская овца).  Подобно тому, как  южно-караманская овца выращена  караманами (тюрками), карачаевская овца выращена карачаевцами  и принадлежать другим народам эти овцы не могут. (см. приложение 2)
Близость карачаевской и южнокараманской пород овец подкрепляет близость карачаевской (кавказской) овчарки с анатолийскими овчарками. Как кавказская (карачаевская) овчарка являлась постоянным спутником карачаевской овцы, также анатолийские овчарки являлись спутниками караманских овец. Как карачаевская и южно-караманская  породы овец близки между собой, также близки между собой карачаевская (кавказская) овчарка и анатолийские овчарки (карабаш и акбаш). Данное обстоятельство также закрепляет право карачаевцев на кавказскую овчарку  и подтверждает ранее высказанные выводы о том, что кавказская овчарка является одной из карачаевских пород овчарок.
(http://www.cnshb.ru/AKDiL/0044/base/k0060048.shtm ,
Справочник "Генетические ресурсы сельскохозяйственных животных в России и сопредельных странах",  Авторы-составители Эрнст Л.К., Дмитриев Н.Г., Паронян И.А., ВНИИГРЖ, СПб, 1994)

Примечание 1.
В списке «Свободных сословий Баталпашинского уезда» составленного под руководством полковника Петрусевича, пристава Карачая,  262 семей сословия «азат узден» выделено отдельно и обозначены как «причисляющие себя к узденям» (К.Т. Лайпанов. Карачай и карачаевцы. Черкесск. 2005. С. 254-271 ISBN 5877571028).
Примечание 2.  
В Турции  выращиваются  несколько пород овец близких к карачаевской овце. Это- бело-караманская порода (akkaraman koyunu). Распространена по всей Турции, белошерстная с черным пятном на морде или на ногах.(более 20 млн.голов).
Коричнево-караманская порода, второе название красно-караманская овца (mor (kizil) karaman koyunu), более крупное и мясистое животное, также более  молочнее первой, распространена в Восточной Анатолии, (ок.8-10 млн.голов).
Южно-караманская овца (güney karaman koyunu) распространена менее других караманов. Однако является предшественницей первых  пород. Очень похожа на карачаевскую овцу. (veteriner.cc/koyun/guney_karaman.asp)
Название овец происходит от имени Караманского бийлика (Karamanoğulları Beyliği), основанного сыновьями Карамана и  просуществовавшего в 1256-1483гг в юго-центральной Анатолии, вокруг современного города Караман. Имеется множество интересных  параллелей между Карачаем (Аланией) и Караманским бийликом, ждущих вдумчивых исследователей. В числе таких интересных параллелей могу назвать следующие факты:
1. наличие близко-родственных  карачаевской  и южно-караманской породы овец,
2. наличие обязательных спутников названных овец близких между собой карачаевской (кавказской) и анатолийских пород овчарок, ,
3. древнее название территории Карачая - Аланией, самоназвание карачаевцев/балкарцев «алан» и крепость  Аланья (Ала, Алайя),  построенная караманидами 13 веке  на высоком скалистом полуострове Средиземного моря. (Подчеркиваю место расположение крепости Аланья «высокий скалистый полуостров», чтобы не  производили название  от современного турецкого «alan» т.е. «пространство, территория, сфера деятельности».  А также другие двухкомпонентные названия населённых пунктов с присутствием слова «Алан»  (Alanyurt, Alanöz, Alankoy и т.д) в Караманском бийлике- горном княжестве.
4. тюркские (карачаевские)  тексты  написанные греческими буквами на камнях 10-11 веков на территории  Карачая-Алании,  (Зеленчукский камень, Дука-бек) и такие же сохранившиеся тюркские  тексты на камнях 13-15 веков написанные греческими буквами  тюркоязычной  христианской  православной  общиной Karamanlılar в Караманском бийлике (в г.Караман), 
5. созвучное название Карачай и Караман, в которых первое слово «кара» на карачаево-балкарском языке имеет значение «могучий, чистый»,
6. а также выбор караманами местности в районе г.Караман, расположенного на высоте 1000 метров над уровнем моря, рядом с Торосскими горами (1200-1500 метров), подобно высокорасположенным сёлам карачаевцев-балкарцев.
Я предлагаю  профессору А.М. Малолетко и его учителям из Владикавказа,  защищающих тезис об  ираноязычии  аланов, об осетинских собаках «алаунт и алан»  в Европе  и т.д. дать объяснения этим  объективным фактам. (см. главу IV)
Перечисленные факты достаточны для постановки вопроса о кавказском (аланском, карачаевском) происхождении Караманогулов, основателей Караманского бийлика в Анатолии и показывают не случайность родственности карачаевской овчарки и карачаевской овцы с анатолийскими овчарками и южно-караманской овцой. Можно отмахнуться от одной параллели сочтя её случайностью. Но когда таких параллелей набирается несколько то, тогда это уже закономерность и объективные факты, которые должны быть исследованы детально.

Источники: 
1. «Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа 1793-1897гг»  Нальчик 2003. С.166-170 
2. Мизиев И.М. Из истории поземельных споров между Балкарией и Кабардой. журнал Ас-Алан  1999. №1 С. 166
3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.1897. статья «Кавказский край»
4. «Карачаевцы» КЧ НИИ ЭИЯЛ. Черкесск 1978. С.61 из Военно-статистическое обозрение Кубанской области, Тифлис, 1900 Прил. 6, и  < из Государственный архив Краснодарского края ГАКК Ф.460 Оп.1.93. Л.1
5. К.М. Текеев. Карачаевцы Балкарцы. Москва 1989. С. 126-127, < из ГАКК. Ф. 452. Оп.I, Ед.хр. 605. Л.20
6. cnshb.ru/AKDiL/0044/base/k0060048.shtm
Эрнст Л.К., Дмитриев Н.Г., Паронян И.А., Справочник  "Генетические ресурсы сельскохозяйственных животных в России и сопредельных странах", ВНИИГРЖ, СПб, 1994
7. К.Т. Лайпанов. Карачай и карачаевцы. Черкесск. 2005. С. 254-271. ISBN 5877571028
8. veteriner.cc/koyun/guney_karaman.asp и другие турецкие сайты о караманских овцах и о Karamanoğulları Beyliği

Комментариев нет:

Отправить комментарий